Casual Connect Europe 2012

Главное событие февраля в сфере казуальных/социальных/мобильных игр — это, безусловно, конференция Casual Connect Europe. Вот уже в четвертый раз ее принял элегантный и отлично приспособленный для такого рода мероприятий Конгресс-центр Гамбурга. В прошлогоднем репортаже я отмечал, что от посетителей поступали предложения о расширении лекционных аудиторий. Организаторы из Casual Games Assosiation прислушались к пожеланиям и один из потоков был перенесен в более вместительное помещение — большой зал №1. И, действительно, на этот раз аудиория конференции стала еще шире — по данным организаторов, ее посетили более 1650 человек. О востребованности мероприятия свидетельствует и весьма обширный список спонсоров, которых они сумели привлечь.

P1060601_e.jpg
Компания Mopay предоставила возможность посетителям Casual Connect 2012 ознакомиться с новейшим электромобилем фирмы Tesla Motors и даже совершить тест-драйв

Надо сказать, что CGA, желая определенным образом разнообразить и оживлять программу конференции, ищет новые форматы. В этот раз весьма удачной оказалась премьера так называемой Innovation Showcase. Это мини-выставка, в которой были представлены выбранные специальным жюри 12 продуктов для PC и мобильных платформ, отличающиеся инновационным геймплеем и интересными идеями. Попробовать экспонаты Innovation Showcase в деле могли все желающие — и в результате практически постоянно все «рабочие» игровые места были заняты.

P1060671_e.jpg
Innovation Showcase

Хочется поделиться еще некоторыми наблюдениями общего характера. Современная ситуация в индустрии casual/social/mobile как в зеркале отразилась в тематике докладов и лекций. Практически не было выступлений, посвященных сфере скачиваемых игр — ведь здесь все «разложено по полочкам» (Big Fish и все остальные) и стабильно, и изменений не ожидается. Другое дело — социальные и мобильные игры, где ситуация меняется и нужно к ней приспосабливаться. Также хочется отметить следующую особенность, отмеченную многими посетителями выставки в своих твиттах: большинство докладов было «про деньги», а вот выступлений, посвященных контенту, геймдизайну, геймплею, постмортемам, явно не хватало. Тем не менее, лекционная программа была интересной, насыщенной, да и в списке спикеров значились знаменитости и представители лидеров индустрии.

P1060625_e.jpg
Руководитель Casual Games Association Джессика Тамс открывает конференцию

Одним из «ключевых» докладчиков был легендарный Трип Хоукинс (Trip Hawkins), основатель Electronic Arts и 3DO, а ныне босс весьма успешной на социальном и мобильном поприще компании Digital Chocolate. И хотя в его выступлении, озаглавленном «What’s Next In Games», излагались, в общем-то, очевидные вещи, они были поданы очень эмоционально и даже образно. Особенно запомнилась метафора о «рынке дельфинов». «Дельфинами» в данном случае докладчик назвал целевую аудиторию продвинутых пользователей, которые умны и любознательны, «социальны» и «игривы», любят играть со знакомыми и незнакомыми и т.п. Одним из главных тезисов доклада Хоукинса стала идея об «Эпохе удобства», когда создаваемые продукты должны соответствовать нуждам, удобству или целям потребителя и быть легкодоступными.

P1060650_e.jpg
На трибуне — легендарный Трип Хоукинс

В первый день конференции в большом зале выступила еще одна «легенда» — профессор из Essex University (Великобритания) Ричард Бартл (Richard Bartle). Естественно, он рассказывал о своем любимом детище — теории типов игроков, которую он представил еще в 1996 году. Позволю себе привести цитату из его презентации, с которой могу согласиться на все сто. «Когда я писал о типах игроков в 1996-м, моей целью было убедить разработчиков прекратить делать игры, в которые они сами хотят играть, и начать делать игры, в которые хотят играть люди». Бартл — великолепный рассказчик и, кроме того, я был совершенно очарован визуальным стилем его презентации. Несмотря на то, что она содержала в основном черно-белые слайды с текстами, «написанными» оригинальными шрифтами, не ощущалось никакого дискомфорта. По ходу изложения своей теории уважаемый профессор дал немало ценных советов разработчикам, как использовать различные типы игроков для наиболее оптимальной монетизации своих игр.

Неудивительно, что весьма солидную аудиторию собрало выступление креативного директора компании Zynga Кары Эли (Cara Ely). Как известно, многие считают, что Zynga — это «не про игры», а «про маркетинг». И в своем спиче многоуважаемая представительница крупнейшей на рынке социальных игр компании постаралась показать, как Zynga на практике использует полученные данные для подтверждения определенных гипотез и последующей корректировки геймдизайна.

P1070043_e.jpg
«Данные и геймдизайн» в интерпретации Кары Эли (Zynga)

Большой интерес вызвали выступления представителей других «китов» рынка социальных игр. Так, Дэйв Рорл (Dave Rohrl), креативный директор Playdom, выступил в роли прорицателя, и в своем докладе «Социальные игры 2012. Хрустальный шар» попытался дать некоторые прогнозы относительно дальнейшего развития данной сферы в текущем году. По его мнению, в ближайшее время нас ждет определенное смещение социальных игр в сторону жанров, традиционных для casual download. Первыми «ласточками» данного тренда стали Bejeweled Blitz и несколько hidden object games (HOG). Далее, как полагает Рорл, 2012 год будет отмечен активным наступлением продуктов на базе HTML5, однако данная технология еще не станет доминирующей. Предсказание №3 гласило — мощные IP станут действительно очень важным фактором, однако по-прежнему их нельзя будет считать волшебной палочкой, обеспечивающей успех. И, наконец, в качестве четвертого важного тренда Рорл назвал переход успешных мобильных игр «в браузер». Кстати, мы уже видим, что многие мобильные хиты мигрировали на Web — здесь и Angry Birds, и Сut the Rope.

P1060986_e.jpg
А сейчас Дэйв Рорл (Playdom) заглянет в «хрустальный шар» и выдаст прогнозы на 2012-й

Надо сказать, что было очень приятно, что львиная доля выступления исполнительного директора по развитию бизнеса компании 6waves Lolapps Дэна Лафлина (Dan Laughlin) об успехах этого издателя на Facebook была основана на кейсе сотрудничества с российской компанией Game Insight. В частности, на примере такого мегахитового тайтла как Mystery Manor (Загадочный дом). Кстати, Лафлин привел достаточно впечатляющую статистику, согласно которой суммарный показатель MAU игр от Game Insight, изданных его компанией в Facebook, составляет более 13 млн, в том числе Mystery Manor (3,8 млн), Resort World (3,5 млн), Airport City (2,8 млн), Big Business (2,2 млн), Vegas (1,1 млн).

P1070029_e.jpg
Дэн Лафлин (6Waves Lolapps) доволен сотрудничеством с Game Insight

Не обошли стороной конференцию в Гамбурге и такие серьезные игроки рынка как Microsoft, Google и Amazon. Евангелисты из Microsoft Том Вендел (Tom Wendel) и Патрик Босколо (Patric Boscolo) рассказали об облачных сервисах, в частности Azure, и о том, как их использовать для обеспечения игрового процесса на различных устройствах. Мэтт Вуд (Matt Wood) из Amazon Web Services остановился практически на тех же проблемах, однако, естественно, он предлагал «облачные» решения Amazon. А представители Google концентрировались на вопросах таргетинга.

P1060679_e.jpg
Microsoft продвигала облачный сервис Windows Azure

Думаю, вы согласитесь с тезисом о существенном повышении значения аналитики в нынешней ситуации активного развитися секторов социальных и мобильных игр. Посему неудивителен интерес, который вызвал у аудитории доклад генерального менеджера по Европе одной из ведущих аналитических компаний Flurry Ричарда Фирминджера (Richard Firminger). Естественно, в нем на «бедных» слушателей спикер «вывалил» огромное количество цифр, диаграмм и прочей полезной информации, ведь Flurry отслеживает состояние дел на таких платформах как iOS, Android, WP, BB, J2ME, HTML5. Так что искренне рекомендую познакомиться с презентацией, когда она будет выложена на официальном сайте конференции.

Некоторые пункты сессионной программы были реализованы в весьма нестандартной и живой форме. В этом отношении запомнилась сессия «Battle of the Marketing Executives», в рамках которой маркетинг-специалисты из нескольких компаний предложили свои варианты освоения бюджета в 25 тыс долларов для продвижения гипотетической игры про зебру, скейтборд и пиццу. Победитель определялся путем подсчета интенсивности аплодисментов аудитории для того или юного проекта. Нам очень приятно сообщить, что в острой борьбе с сильными конкурентами из Electronic Arts, King.com и iQU победила наша Юлия Лебедева из Nevosoft.

P1070084_e.jpg
King.com

И еще немножко «про наших». Юлия Лебедева, о которой мы только что упоминали, повторила для зарубежной аудитории свое выступление об аналогиях между выбором сексуального партнера и игрового продукта в AppStore, впервые изложенное в Киеве на конференции Flash GAMM 2011. Влад Суглобов (G5 Entertainment) рассказал success story своей компании на поприще издания мобильных игр. А Татьяна Чернова (Alawar Entertainment) посвятила свой доклад исследованию эволюции восточноевропейских разработчиков и нынешнему состоянию сферы игрового девелопмента в этом регионе.

P1070078_e.jpg
Стиль Alawar узнается мгновенно

В заключение хочется отметить традиционно высокое качество работы команды организаторов конференции во главе с Джессикой Тамс, Люком Буртисом и Юлией Вахрушевой, а также поблагодарить Casual Games Association и компанию Alawar Entertainment за содействие автору данного репортажа.

Напомним, что следующее мероприятие CGA, первая конференция Casual Connect Asia, пройдет с 22 по 24 мая 2012 года, а затем последуют Сиэтл (июль) и Киев (октябрь). Ну а материалы этой конференции вскоре появятся на официальном сайте в виде видеороликов и презентаций. До новой встречи!

Александр Птица

[01.03.2012]

Copyright © 2017 ООО "ДТФ.РУ". Все права защищены.

Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.

Замечания и предложения отправляйте через форму обратной связи.

Пользовательское соглашение